Сын признался мне, что совершил кражу. Что делать? Как реагировать?
«Сын признался мне, что совершил кражу. Что делать? Как реагировать?»
Для любого родителя деструктивное поведение ребёнка — испытание. Испытание на сохранение доверия внутри семьи, доверия между ребенком и родителем.
Обращаем ваше внимание на то, что ребёнок ПРИЗНАЛСЯ САМ.
Это говорит о том, что между вами (мамой) и ребёнком сохранено доверие, что он понимает: в сложной ситуации мама — это тот человек, кто может помочь и поддержать.
Первое, что важно сделать, — это НЕ ругать ребёнка. Ибо перед тем, как признаться, ребёнок часто испытывает муки совести, страхи и много других негативных эмоций, что само по себе является для ребёнка наказанием.
Что важно: успокоиться самим. Ситуация УЖЕ произошла. Надо понять, что было причиной этой ситуации, как из неё выходить и как предотвратить последующие возможные подобные ситуации.
1. Первое, что нужно сделать, — поддержать ребёнка в его текущем состоянии (не в поступке!) Например, сказать: «Я понимаю, как тебе сейчас трудно и тяжело после того, что ты сделал. Давай успокоимся, поговорим и поймём, что можно сделать дальше, как выйти из создавшейся ситуации».
2. Второе — провести беседу. И тут, главное, больше слушать, чем говорить, задавать направляющие вопросы.
Задачи беседы:
максимально прояснить ситуацию;
объяснить о последствиях;
понять, что делать дальше;
закрепить опыт в виде чёткого понимания ребёнком, что можно/нельзя делать.
Во время беседы нужно задавать вопросы и слушать максимально спокойно и доброжелательно, побуждая ребёнка откровенно говорить, создавая безопасное пространство для разговора. Это поможет сохранить доверие!
Проясняем следующие аспекты.
Первая часть беседы:
зачем? Для каких целей была совершена кража? (цели могут быть разные: от «хотел показаться крутым», «на спор», «не хватало на определённую покупку», «заставили/запугали»);
что/где взял, сколько? Воровал один или с друзьями, или...?
достиг ли ты тех целей, которые ставил? Получил ты желаемый результат? Это то, что ты хотел? Как ты себя сейчас при этом чувствуешь;
как можно было получить результат (или достичь цель) по‑другому?
Зная мотив/цель, можно управлять дальше поведением.
Вторая часть беседы, тут важно прояснить:
какое зло/убытки ты причинил своим поведением?
чтобы ты чувствовал на месте того, у кого украл?
что можно сейчас сделать, чтобы уменьшить боль (обиду, злость…) того, у кого ты украл?
как можно сейчас поступить, чтобы исправить ситуацию?
исходя из нынешнего опыта, как бы ты тогда поступил по‑другому?
Третья часть беседы должна быть об ответственности, наказании, «отработке» за поступок (в зависимости от типа кражи и от того, что прояснится в беседе). И тут мы не говорим о том, что надо отнять у ребёнка телефон или запереть дома. Ребёнок и так наказал себя сам своими страхами, которые были перед тем, как он рассказал. Мы больше говорим о том, как исправить ситуацию, что понял ребёнок из этой ситуации, чем и как могут помочь родители. Ведь это может быть и оплата штрафа с возвращением украденного (включая дальнейшие события с разбирательствами с полицией), и проведение медиации (если что‑то взял из класса), и просто прояснение последствий и принесение извинений / раскаяние (если случай произошёл дома).
В любом случае, помните: доверительная беседа и объяснение лучше осуждения и наказания. Вы сохраните доверие в семье и поможете ребенку исправить ситуацию.