Советы психологов

Сын признался мне, что совершил кражу. Что делать? Как реагировать?

«Сын признался мне, что совершил кражу. Что делать? Как реагировать?»


Для любого родителя деструктивное поведение ребёнка — испытание. Испытание на сохранение доверия внутри семьи, доверия между ребенком и родителем.


Обращаем ваше внимание на то, что ребёнок ПРИЗНАЛСЯ САМ.

Это говорит о том, что между вами (мамой) и ребёнком сохранено доверие, что он понимает: в сложной ситуации мама — это тот человек, кто может помочь и поддержать.

Первое, что важно сделать, — это НЕ ругать ребёнка. Ибо перед тем, как признаться, ребёнок часто испытывает муки совести, страхи и много других негативных эмоций, что само по себе является для ребёнка наказанием.


Что важно: успокоиться самим. Ситуация УЖЕ произошла. Надо понять, что было причиной этой ситуации, как из неё выходить и как предотвратить последующие возможные подобные ситуации.

1. Первое, что нужно сделать, — поддержать ребёнка в его текущем состоянии (не в поступке!) Например, сказать: «Я понимаю, как тебе сейчас трудно и тяжело после того, что ты сделал. Давай успокоимся, поговорим и поймём, что можно сделать дальше, как выйти из создавшейся ситуации».

2. Второе — провести беседу. И тут, главное, больше слушать, чем говорить, задавать направляющие вопросы.


Задачи беседы:

  • максимально прояснить ситуацию;

  • объяснить о последствиях;

  • понять, что делать дальше;

  • закрепить опыт в виде чёткого понимания ребёнком, что можно/нельзя делать.

Во время беседы нужно задавать вопросы и слушать максимально спокойно и доброжелательно, побуждая ребёнка откровенно говорить, создавая безопасное пространство для разговора. Это поможет сохранить доверие!

Проясняем следующие аспекты.

Первая часть беседы:

  • зачем? Для каких целей была совершена кража? (цели могут быть разные: от «хотел показаться крутым», «на спор», «не хватало на определённую покупку», «заставили/запугали»);

  • что/где взял, сколько? Воровал один или с друзьями, или...?

  • достиг ли ты тех целей, которые ставил? Получил ты желаемый результат? Это то, что ты хотел? Как ты себя сейчас при этом чувствуешь;

  • как можно было получить результат (или достичь цель) по‑другому?

Зная мотив/цель, можно управлять дальше поведением.


Вторая часть беседы, тут важно прояснить:

  • какое зло/убытки ты причинил своим поведением?

  • чтобы ты чувствовал на месте того, у кого украл?

  • что можно сейчас сделать, чтобы уменьшить боль (обиду, злость…) того, у кого ты украл?

  • как можно сейчас поступить, чтобы исправить ситуацию?

  • исходя из нынешнего опыта, как бы ты тогда поступил по‑другому?


Третья часть беседы должна быть об ответственности, наказании, «отработке» за поступок (в зависимости от типа кражи и от того, что прояснится в беседе). И тут мы не говорим о том, что надо отнять у ребёнка телефон или запереть дома. Ребёнок и так наказал себя сам своими страхами, которые были перед тем, как он рассказал. Мы больше говорим о том, как исправить ситуацию, что понял ребёнок из этой ситуации, чем и как могут помочь родители. Ведь это может быть и оплата штрафа с возвращением украденного (включая дальнейшие события с разбирательствами с полицией), и проведение медиации (если что‑то взял из класса), и просто прояснение последствий и принесение извинений / раскаяние (если случай произошёл дома).

В любом случае, помните: доверительная беседа и объяснение лучше осуждения и наказания. Вы сохраните доверие в семье и поможете ребенку исправить ситуацию.