Советы психологов

Сын проводит все свободное время с друзьями, часто возвращается со ссадинами, побоями. Что я могу сделать?

Сын проводит все свободное время с друзьями, часто возвращается со ссадинами, побоями. Что я могу сделать?


В#nbsp;данном случае все зависит от#nbsp;эмоционального фона ребёнка.


1) Если он#nbsp;улыбается, смотрит в#nbsp;глаза, не#nbsp;избегает контакта, у#nbsp;него хороший аппетит, то#nbsp;ссадины и#nbsp;«побои» могут быть результатом занятий каким‑либо видом спорта, в#nbsp;том числе экстремальным. Ребёнок может не#nbsp;хотеть об#nbsp;этом говорить, если родители боятся подобных увлечений и#nbsp;испытывают по#nbsp;этому поводу какие‑то страхи, тревоги и#nbsp;напряжение. Когда родители пребывают в#nbsp;иллюзии относительно собственного ребёнка, а#nbsp;также того, как устроена современная жизнь, ребёнок будет врать, чтобы не#nbsp;расстраивать родителей.

Морализаторство со#nbsp;стороны родителей и#nbsp;долгие разговоры тоже не#nbsp;дают никаких положительных результатов и#nbsp;только создают между родителями и#nbsp;ребёнком пропасть. Невозможно дать ребёнку все инструкции, как вести себя в#nbsp;той или иной ситуации.

Вопросы, что хорошо и#nbsp;что плохо, не#nbsp;должны быть только правилами — они должны быть понятны на#nbsp;уровне чувств. В#nbsp;этом хорошо помогает классическая литература и#nbsp;реальные жизненные ситуации, которые нужно с#nbsp;ребёнком обсуждать.

Зачем в#nbsp;школьной программе обязательно присутствует произведение Тургенева «Муму»? Прочитав его самостоятельно (не#nbsp;краткий пересказ, а#nbsp;целиком), ребёнок ужасается тому, что чувствует человек, над которым издеваются, какую боль приносит смерть живого существа#nbsp;— собачки. Это чувство лучше прожить в#nbsp;литературе, чтобы потом не#nbsp;пришло в#nbsp;голову применять насилие и#nbsp;издевательство к#nbsp;другим.

Невозможно поставить ребёнку свою голову. Ребёнку нужно набить свои шишки с#nbsp;вашей поддержкой, чтобы появилось собственное понимание того, как устроен мир и#nbsp;какие есть у#nbsp;него самого сильные и#nbsp;слабые стороны.


2) Другой вариант. Если ребёнок не#nbsp;смотрит в#nbsp;глаза, избегает контакта, у#nbsp;него пропал аппетит, говорит, что все нормально, он#nbsp;также хочет, чтобы от#nbsp;него отстали. Возможно, в#nbsp;данном случае он#nbsp;действительно попал в#nbsp;плохую ситуацию, когда над ним издеваются, но#nbsp;он#nbsp;не видит возможности в#nbsp;том, чтобы родители могли как‑то ему помочь.

У#nbsp;ребёнка должен быть взрослый, с#nbsp;которым он#nbsp;может поделиться и#nbsp;обсудить волнующие его темы. Если такой взрослый в#nbsp;семье отсутствует, им#nbsp;может стать наставник (например тренер, учитель или психолог).

Также важно, чтобы родители указывали ребёнку на#nbsp;его сильные качества. Это поможет ему быть более уверенным в#nbsp;себе, знать свои сильные стороны, которые помогут ему преодолевать жизненные трудности.

В#nbsp;любой ситуации, лучшее, что может сделать родитель, создать доверительный контакт со#nbsp;своим ребёнком. Самое главное, говорить ребёнку о#nbsp;своих чувствах и#nbsp;опасениях, а#nbsp;не#nbsp;ругать его. Например так: «Я#nbsp;вижу у#nbsp;тебя ссадины, и#nbsp;я#nbsp;волнуюсь. Ты#nbsp;ничего не#nbsp;говоришь, и#nbsp;от#nbsp;этого я#nbsp;начинаю придумывать всякое. Я#nbsp;хочу тебе как‑то помочь, но#nbsp;не#nbsp;знаю как». После этого важно ничего не#nbsp;говорить, не#nbsp;допытываться до#nbsp;ребёнка, а#nbsp;дать ему возможность обдумать то, что вы#nbsp;сказали.

Такой разговор поможет ребёнку понять вас. Если при этом ребёнок продолжит молчать, попробуйте снова заговорить с#nbsp;ним о#nbsp;ваших чувствах в#nbsp;следующий раз.

Родители не#nbsp;могут уберечь ребёнка от#nbsp;жизни, но#nbsp;могут помочь ему жить. Стратегия запретов и#nbsp;попыток избежать опасных ситуаций сама по#nbsp;себе не#nbsp;работает. Важно подготовить ребёнка к#nbsp;тому, как он#nbsp;сможет себя повести, на#nbsp;какие свои качества опереться в#nbsp;столкновении с#nbsp;трудным выбором.

2023-12-08 17:47