Сын проводит все свободное время с друзьями, часто возвращается со ссадинами, побоями. Что я могу сделать?
1) Если он улыбается, смотрит в глаза, не избегает контакта, у него хороший аппетит, то ссадины и «побои» могут быть результатом занятий каким‑либо видом спорта, в том числе экстремальным. Ребёнок может не хотеть об этом говорить, если родители боятся подобных увлечений и испытывают по этому поводу какие‑то страхи, тревоги и напряжение. Когда родители пребывают в иллюзии относительно собственного ребёнка, а также того, как устроена современная жизнь, ребёнок будет врать, чтобы не расстраивать родителей.
Морализаторство со стороны родителей и долгие разговоры тоже не дают никаких положительных результатов и только создают между родителями и ребёнком пропасть. Невозможно дать ребёнку все инструкции, как вести себя в той или иной ситуации.
Вопросы, что хорошо и что плохо, не должны быть только правилами — они должны быть понятны на уровне чувств. В этом хорошо помогает классическая литература и реальные жизненные ситуации, которые нужно с ребёнком обсуждать.
Зачем в школьной программе обязательно присутствует произведение Тургенева «Муму»? Прочитав его самостоятельно (не краткий пересказ, а целиком), ребёнок ужасается тому, что чувствует человек, над которым издеваются, какую боль приносит смерть живого существа — собачки. Это чувство лучше прожить в литературе, чтобы потом не пришло в голову применять насилие и издевательство к другим.
Невозможно поставить ребёнку свою голову. Ребёнку нужно набить свои шишки с вашей поддержкой, чтобы появилось собственное понимание того, как устроен мир и какие есть у него самого сильные и слабые стороны.
2) Другой вариант. Если ребёнок не смотрит в глаза, избегает контакта, у него пропал аппетит, говорит, что все нормально, он также хочет, чтобы от него отстали. Возможно, в данном случае он действительно попал в плохую ситуацию, когда над ним издеваются, но он не видит возможности в том, чтобы родители могли как‑то ему помочь.
У ребёнка должен быть взрослый, с которым он может поделиться и обсудить волнующие его темы. Если такой взрослый в семье отсутствует, им может стать наставник (например тренер, учитель или психолог).
Также важно, чтобы родители указывали ребёнку на его сильные качества. Это поможет ему быть более уверенным в себе, знать свои сильные стороны, которые помогут ему преодолевать жизненные трудности.
В любой ситуации, лучшее, что может сделать родитель, создать доверительный контакт со своим ребёнком. Самое главное, говорить ребёнку о своих чувствах и опасениях, а не ругать его. Например так: «Я вижу у тебя ссадины, и я волнуюсь. Ты ничего не говоришь, и от этого я начинаю придумывать всякое. Я хочу тебе как‑то помочь, но не знаю как». После этого важно ничего не говорить, не допытываться до ребёнка, а дать ему возможность обдумать то, что вы сказали.
Такой разговор поможет ребёнку понять вас. Если при этом ребёнок продолжит молчать, попробуйте снова заговорить с ним о ваших чувствах в следующий раз.
Морализаторство со стороны родителей и долгие разговоры тоже не дают никаких положительных результатов и только создают между родителями и ребёнком пропасть. Невозможно дать ребёнку все инструкции, как вести себя в той или иной ситуации.
Вопросы, что хорошо и что плохо, не должны быть только правилами — они должны быть понятны на уровне чувств. В этом хорошо помогает классическая литература и реальные жизненные ситуации, которые нужно с ребёнком обсуждать.
Зачем в школьной программе обязательно присутствует произведение Тургенева «Муму»? Прочитав его самостоятельно (не краткий пересказ, а целиком), ребёнок ужасается тому, что чувствует человек, над которым издеваются, какую боль приносит смерть живого существа — собачки. Это чувство лучше прожить в литературе, чтобы потом не пришло в голову применять насилие и издевательство к другим.
Невозможно поставить ребёнку свою голову. Ребёнку нужно набить свои шишки с вашей поддержкой, чтобы появилось собственное понимание того, как устроен мир и какие есть у него самого сильные и слабые стороны.
2) Другой вариант. Если ребёнок не смотрит в глаза, избегает контакта, у него пропал аппетит, говорит, что все нормально, он также хочет, чтобы от него отстали. Возможно, в данном случае он действительно попал в плохую ситуацию, когда над ним издеваются, но он не видит возможности в том, чтобы родители могли как‑то ему помочь.
У ребёнка должен быть взрослый, с которым он может поделиться и обсудить волнующие его темы. Если такой взрослый в семье отсутствует, им может стать наставник (например тренер, учитель или психолог).
Также важно, чтобы родители указывали ребёнку на его сильные качества. Это поможет ему быть более уверенным в себе, знать свои сильные стороны, которые помогут ему преодолевать жизненные трудности.
В любой ситуации, лучшее, что может сделать родитель, создать доверительный контакт со своим ребёнком. Самое главное, говорить ребёнку о своих чувствах и опасениях, а не ругать его. Например так: «Я вижу у тебя ссадины, и я волнуюсь. Ты ничего не говоришь, и от этого я начинаю придумывать всякое. Я хочу тебе как‑то помочь, но не знаю как». После этого важно ничего не говорить, не допытываться до ребёнка, а дать ему возможность обдумать то, что вы сказали.
Такой разговор поможет ребёнку понять вас. Если при этом ребёнок продолжит молчать, попробуйте снова заговорить с ним о ваших чувствах в следующий раз.