Советы психологов

Ребёнок стал неуправляемым, приходит заполночь, от него пахнет алкоголем. Ему 14 лет. Как остановить деструктивное поведение?

«Ребёнок стал неуправляемым, приходит заполночь, от него пахнет алкоголем. Ему 14 лет. Как остановить деструктивное поведение?»


Прежде, чем начинать что‑то решать относительно поведения ребёнка, надо понимать причины: почему ребёнок вдруг стал себя так вести. Или не вдруг?


Причины деструктивного поведения могут быть разными:

  • Негативные отношения в семье (частые ссоры, скандалы, упрёки) – таким поведением подросток выражает своё отношение и пытается «убежать» из негатива семьи, забыться с друзьями;

  • Гиперопека, чрезмерная забота родителей, контроль. Деструктивным поведением ребёнок как бы пытается показать, что он стал взрослым, и может делать все, что хочет. Но поскольку опыта предъявления взрослости у него нет, то выражает таким способом;

  • Гипоопека, занятость родителей, безучастное отношение к жизни ребёнка. В этом случае такое поведение — это просто уход туда, где выслушают, где хотя бы на время будет хорошо. Плюс плохое поведение — это хоть какой‑то способ привлечь внимание родителей, которое ребёнку необходимо;

  • Желание выделиться в среде сверстников или привлечь их внимание, заработать авторитет.

Уход от своих внутренних переживаний, проблем, потому что подросток не знает, что с ними делать и как их проживать/решать.

Другие причины….

Конечно, такое поведение невозможно оставить без внимания. Но без понимания причин невозможно понять, чем можно помочь.

Если сохранились доверительные отношения, то важно найти время поговорить с ребёнком. Это не должна быть нравоучительная беседа с моралью и нотациями — он слушать не будет, просто закроется и уйдёт.


Что важно:

  • Не ругать и не выяснять отношения, пока ребёнок в состоянии алкогольного опьянения. Он в таком состоянии не услышит и не поймёт вас, а ваши с ним отношения будут подорваны;

  • Убедиться, что ребёнок в безопасности (не тошнит, голова не болит, не падает, не теряет сознание, не нарушена координация). Если состояние внушает опасения, срочно вызвать врача. Если нет, то дать ему лечь спать. Максимум коротко выразить беспокойство: «Хорошо, что ты пришёл, я уже волновалась, не могла дозвониться». Все остальные разговоры оставить до утра, до того момента, когда ребёнок будет готов слушать;

  • Успокоиться самим (можно выпить валериану), ведь ребёнок все‑таки пришёл домой. А, значит, дом пока для него — место его безопасности!

Следующий шаг — самим оценить здраво ситуацию:

  • Как часто пьёт? Что употребляет (только ли алкоголь)? Может быть был случай (типа дня рождения) или в его компании стало принято на встречах немного пить? Может, это другой повод?

  • Знаете ли вы компанию ребёнка с которой он гуляет/принимает алкоголь? С какой категорией подростков общается ваш ребёнок (одноклассники, местная шпана, а быть может вы не знаете его друзей)?

  • Что ещё характеризует деструктивное поведение? Давно ли оно началось? А в семье или окружении ребёнка за это время что‑то изменилось?


И ответьте себе:

  • Что вы в целом знаете о жизни ребёнка и его переживаниях, что делает ребёнок вне школы, есть ли у него проблемы? Чем увлекается, что любит, о чем мечтает? Что хочет от жизни?

  • Что он хочет донести до вас своим поведением?

  • Вспомнить себя в этом возрасте: а как вы себя вели? Что хотели сказать этим себе и родителям?

После можно аккуратно построить беседу с ребёнком, во время которой НЕ ругайте его друзей и не высказывайтесь о них отрицательно (эти друзья важны ему, и их авторитет в данный момент выше вашего).

Важно больше молчать и слушать. Ведь самое главное, понять причину такого поведения ребёнка и как он сам оценивает эту ситуацию.


Как говорить:

  • Сначала поделитесь с ребёнком тем, что вы взволнованы произошедшим и изменениями, которые происходят с ребёнком. Спросите, что у него случилось? Можете ли вы или кто‑то ему помочь?

  • Не обвиняйте, не осуждайте, не выражайте упрёки самому ребёнку. Можно только говорить о вашей тревоге по поводу ситуации.

  • Можно аккуратно рассказать о последствиях и ответственности, которые наступают с определённого возраста при подобном поведении. Но не в качестве запугивания, а как информирование. При этом важно делать акцент на близких и реально ощутимых вещах (например, отравление алкоголем — попадёт в больницу, вред здоровью, плюс поставят на учёт в полицию, если патруль поймает на улице после 22.00, или отчисление из секции, если узнают и т.д.). Далёкие или абстрактные перспективы подросток адекватно оценить не может в силу своих возрастных особенностей. Рассказать о своём опыте такого поведения.

Не наказывайте ребёнка тем, что отнимите компьютер или телефон. Надо искать другой выход. Часто этот выход — изменение своего поведения, отношения к ребёнку, к его взрослению. Ребёнок часто как губка впитывает то, что происходит дома, невольно копируя поведение взрослых, их методы решения/уходов от проблем, отношений.

Важно показать подростку ваше желание быть помощником и другом, а не «ругателем» и контролёром. Ситуация может быть исправлена внутри семьи, и возможно обращение к психологам, если ребёнок согласится на помощь специалиста.

Если ребёнок не захочет говорить с вами, то, возможно, это будет сигналом о том, что у вас с ребёнком нарушено доверие, а возможно, у него много эмоционального напряжения, которое он не готов высказать/показать. В этом случае вам самим важно дойти до психолога, чтобы более предметно обсудить ситуацию, понять, как можно помочь.